Избранное
Обучение за рубежом Языковая школа
+7 (343) 380 15 17 +7 (343) 380 15 90
Мотивация: что заставляет нас изучать языки?
14.06.2016

Мотивация: что заставляет нас изучать языки?

Сезонный недостаток желания учить язык – проблема взрослых и детей, и наступает независимо от наших желаний. Это объяснимо – в течение учебного года на нас ложится большая нагрузка (даже если мы уже не школьники), поэтому летом организм изо всех сил сигнализирует нам о том, что ему необходим отдых, в результате физическая или умственная работа даётся с трудом. Но нехватка мотивации в изучении языка может наступить в любое время года. Бывают моменты, когда кажется, что прогресс в обучении всё не наступает, вы стоите на месте, а время и деньги были выброшены на ветер.

В связи с этим возникает ряд вопросов, ответы на которые смогут помочь нам решить проблему недостатка мотивации. Начнём с начала – подумаем о том, а что же вообще побудило нас начать изучать английский или любой другой иностранный язык. Какие мотивации бывают?

Лингвисты выделили два широких типа мотивации в изучении языка – интегративная мотивация и инструментальная.

Интегративная мотивация – учим язык по зову сердца

В английском языке есть интересная поговорка: “Language is best learned between the sheets” (перевод: «Язык лучше всего выучивается в постели»). Действительно, романтические отношения с иностранцем – мощный стимул выучить родной язык партнёра, особенно если в будущем ожидается свадьба, создание семьи, переезд. Такая мотивация – яркий пример интегративного типа. Тот же принцип действует в случае с друзьями и родственниками, то есть люди начинают учить язык для коммуникации с одним человеком или небольшой группой людей, с которыми установились близкие отношения.

Другой пример, относящиеся к этой группе – переезд в другую страну по рабочим или семейным причинам. Здесь слово «интегративный» говорит само за себя, люди учат язык, чтобы успешно интегрироваться в новое для себя общество. Менее очевидный случай – изучение языка, широко распространённого в своей собственной стране. Например, англоязычный канадец может захотеть изучать французский, чтобы лучше понимать своих сограждан из других провинций. Или представим себе русскую семью, давно живущую в США, в которой дети уже не говорят по-русски. Когда эти подросшие дети решат изучать русский, чтобы приблизиться к своей родной культуре или мочь общаться с родственниками из России – это тоже будет отличный пример интегративной мотивации.

Интегративная мотивация включает эмоциональный компонент. Люди берутся за изучение языка ради любимого человека, семьи, друзей, из любви или уважения к конкретной культуре и стране. Многим такая мотивация может показаться недостаточно серьёзной – а что, если отношения закончатся, тогда и интерес к языку иссякнет? Действительно, такая вероятность есть. Но всё же, наблюдения за изучающими язык показали, что позитивные эмоции в процессе обучения невероятно важны. Люди, руководствующиеся интегративной мотивацией, легче усваивают правильное произношение и новую лексику. С одной стороны, это происходит потому, что они больше находятся в контакте с носителями этого языка, а с другой – язык ассоциируется у них с чувствами к конкретным людям, что значительно облегчает понимание сложных правил и запоминание новых слов.

Инструментальная мотивация – для практичных людей

Планируете обучение в вузе за рубежом? Или работаете с иностранными партнёрами и язык нужно учить для успешной деловой коммуникации? А может быть, приближается пора выбирать предметы для ЕГЭ и выбор почему-то пал на английский? Все эти случаи относятся к инструментальной мотивации. Язык здесь – инструмент для достижения определённой цели. Эта мотивация всем нам отлично знакома со школьных времён. Мало кто впадал в восторг от заучивания «топиков» или выполнения грамматических упражнений, но получить оценку в аттестат должны были все. Так английский стал для многих инструментом в достижении цели получить документ о школьном образовании. Для студентов и работающих людей иностранный язык часто становится профессиональной необходимостью – получить более высокооплачиваемую должность, поехать на стажировку или обучение за границу, расширить профессиональный кругозор.

Инструментальная мотивация хорошо дисциплинирует. Когда у человека через три месяца запланирована сдача международного экзамена, а сертификат обещает прекрасные карьерные перспективы, многие проблемы с мотивацией (лень, недостаток времени, занятость на работе или в семье) отпадают сами собой. Конкретная цель перед глазами, например, набрать 7,5 баллов на IELTS, помогает лучше сконцентрироваться, собраться с силами и побороть определённые слабости в погоне за результатом.

Тем не менее, инструментальная мотивация сама по себе не гарантирует лёгкого достижения цели. Если у студента есть практическая цель в изучении языка, но нет интереса к языку и культуре, а может даже есть культурные предрассудки, процесс обучения будет тяжелым и, возможно, безрезультатным. И правда, вы можете подготовиться к сдаче IELTS, но какой же мукой станет эта подготовка, если вы считаете английский некрасивым примитивным языком, а англичан – чопорными занудами, попивающими чай всё своё свободное время? И главное, надолго ли останутся с вами ваши знания после сдачи экзамена?

Оба типа мотивации по-своему эффективны и подходят разным людям. Конечно, если вам повезло, комбинация этих двух типов даёт прекрасный эффект. Если вы уже и так влюблены в китайскую культуру и у вас есть друзья в Китае, а тут ещё и на работе предлагают позицию в заграничном офисе, для которой необходимо выучить китайский до определенно уровня – недостатка мотивации вы, скорее всего, не ощутите.

А для всех тех, кого кризис мотивации всё же настиг, наш совет – подумайте о том, что побудило вас заняться иностранным языком изначально. К какому типу относятся ваши личные причины изучать язык? Попробуйте переключиться с одного типа на другой, объединить их, если это возможно, или найти дополнительные цели в рамках одного типа мотивации.

В следующей статье поговорим поподробнее о конкретных методах преодоления кризиса мотивации, то есть о том, что делать, если стало совсем лень учиться. До встречи!