Избранное
Обучение за рубежом Языковая школа
+7 (343) 380 15 17 +7 (343) 380 15 90
Особенности изучения языков в дошкольном возрасте
24.08.2018

Особенности изучения языков в дошкольном возрасте

Наверное, многим современным родителям хочется вырастить ребенка-билингва. Свободное владение одним-двумя иностранными языками может открыть перед вашим чадом широкие перспективы, даст возможность пройти обучение в любой иностранной школе и вузе, найти престижную работу в международной компании. Но здесь возникает вопрос, в каком возрасте следует начинать обучение ребенка иностранным языкам и каковы особенности этого процесса? Давайте разберемся вместе.

Сегодня существует два основных подхода к обучению детей иностранным языкам. Первый состоит в том, чтобы как можно раньше начать погружение ребенка в иноязычную среду, чуть ли не с пеленок. Сторонники второго полагают, что ребенка не стоит перегружать знаниями в дошкольном возрасте, и занятия иностранным языком следует начинать не раньше семи лет. В любом случае, считается, что обучение детей языку должно использоваться как дополнительное средство развития личности ребенка с учетом его интересов и способностей. Когда ребенок переключается с одного языка на другой, это стимулирует его умственную деятельность, повышает концентрацию внимания, развивает память.

Те, кто рекомендует учить ребенка языкам с рождения, настаивают на том, что именно в этом возрасте гораздо легче усваиваются иностранные языки. Ребенок воспринимает чужой язык так же, как родной. У него еще не сформированы внутренние барьеры, поэтому он не боится сказать что-то неправильно. Ребенок без проблем запоминает слова и повторяет их, подражая любому произношению. Однако, для того чтобы сработала именно такая модель обучения, необходимо непрерывно поддерживать вокруг ребенка языковую среду. Идеальным вариантом является наличие няни, владеющей иностранным языком. В противном случае, родители сами должны постоянно общаться с ребенком не только на русском, но и на том или ином иностранном языке, а это значит, что у них самих должны быть соответствующие знания. Еще одна проблема кроется в том, чтобы удержать необходимый баланс между родным и «не-родным» языком. Пока ребенок слишком мал, он сам не может понять, какой язык является для него «основным», поэтому родителям необходимо это учитывать в процессе обучения. Итак, если ваш ребенок – дошкольник, при изучении языка вам нужно сделать все, чтобы не переутомить ребенка, не вызвать в нем отрицательное отношение к иностранному языку и, главное, не нарушить процесс развития родной речи.

Сторонники другого подхода считают, что ребенка можно начинать учить языкам только в 7-8 лет. К этому моменту у него уже сформированы не только навыки использования родного языка, но и собственное мировоззрение. Ребенок более осознанно начинает относиться к окружающему миру и, если его по-настоящему заинтересовать, процесс изучение языка может стать увлекательным и принести больше пользы. Более того, с 7 лет ребенок начинает ходить в школу, и у него постепенно вырабатывается привычка учиться и усваивать новые знания. Это может сделать обучение в языковой школе или с репетитором более эффективным. Однако, в школьном возрасте ребенок располагает гораздо меньшим объемом свободного времени для дополнительных занятий, что тоже нужно учитывать родителям для более равномерного распределения учебной нагрузки ребенка.
  
Если же вы все же решили, что хотите начать обучение ребенка иностранным языкам как можно раньше, вам нужно знать, что данный процесс имеет ряд методических особенностей:

1. Необходимо, чтобы ребенок не воспринимал занятия как уроки, где есть учитель и ученики. Вы просто совместно занимаетесь чем-то интересным, например, делаете игрушечный зоопарк. Это коллективная работа: вы вместе выбираете, кто будет жить в зоопарке, рисуете животных, вырезаете фигурки из бумаги или картона и т.д. Ребенку становится интересен процесс сам по себе, он чувствует себя более свободно и легко. А языковые упражнения органично вплетаются в ваши действия, делая урок и полезным, и приятным.

2. Можно и нужно использовать сюжетно-ролевые и активные игры, где ребенок принимает непосредственное участие в действии, в рамках которого можно осуществлять отработку разнообразного языкового материала. Это могут быть мини-постановки на различные сказочные сюжеты, разыгрывание бытовых сценок, игры с картинками, с домино, с игрушками и т.д.

3. Слушание, рассказывание и разыгрывание историй должно стимулировать ребенка к использованию именно иностранного языка. Например, если вы разыгрываете сказку про заколдованную принцессу, можно сказать, что из-за волшебных чар принцесса может говорить только на чужом языке. Или ваш ребенок встречает в тридевятом царстве серого волка, который не понимает русский язык, а с ним надо как-то объяснится, чтобы найти бабу-ягу. Это вызывает в ребенке осознанную потребность в использовании иностранного языка как средства коммуникации.

4. Помимо русских сказок, используйте на занятиях материал, связанный с историей, культурой и традициями страны изучаемого языка. Например, если ребенок учит английский, возьмите истории о Винни-Пухе, об Алисе в Стране чудес или о Мэри Поппинс. Если нужен чешский язык, используйте сказки Божены Немцовой или истории про щенка Дашеньку Карела Чапека. То, что ребенок на занятиях осваивает не только новый лингвистический, но и страноведческий материал, расширит его кругозор и поможет перекинуть «психологический мостик» от своей родной культуры к культуре другой страны.

5. Не забывайте и о мультфильмах, а также о детских фильмах на иностранных языках. Активно используйте их, чтобы поддержать интерес ребенка к занятиям. Сегодня существуют и специальные обучающие мультфильмы, где герои говорят простыми фразами, медленно и внятно. Если ребенка заинтересовал сюжет, он сам захочет посмотреть, а что же будет дальше, и усвоение нового материала пойдет быстрее.

6. Заучивание простых стишков и песенок тоже хороший способ стимулировать ребенка к запоминанию новых слов и выражений. Это одновременно и развитие, и развлечение. Если на занятиях присутствует несколько детей, среди них можно устроить конкурс чтецов или конкурс песни. Иностранные песенки могут идти также фоном во время ваших занятий, чтобы ребенок привыкал к звучанию иностранной речи.

7. При обучении детей дошкольного возраста иностранным языкам вообще чрезвычайно полезно использовать подходы так называемого «интегративного обучения». Знания, построенные на интеграции (сочетании) лингвистической, литературной, музыкальной, художественной, страноведческой информации, дают ребенку целостное представление об окружающем мире. Когда ребенок участвует в разных видах деятельности: изобразительной, музыкальной, танцевальной, театральной, это стимулирует его интерес к занятиям, помогает ему запомнить больше лексического и грамматического материала, а также развивает другие знания и навыки.

Итак, если вы хотите, чтобы ваш ребенок с детства был «на ты» с иностранным языком, перед вами открыто множество путей и дорог. Главное, чтобы путешествие по новым лингвистическим просторам стало для вашего ребенка интересным, увлекательным занятием. А если вам хочется, чтобы в этом путешествии ему помогал преподаватель, обращайтесь в Языковую школу «Интерстади» по адресу:
Екатеринбург, улица Чернышевского, 16, офис 601,
тел.: (343) 380-15-90.

Здесь вы сможете получить подробную информацию о курсах английского языка для детей от 4 до 6 лет, а также о Детском разговорном клубе InterStudyKIDS.